Музей ДВТИ-ВГУЭСО музееНовости и объявления → Выставка Виктора Убираева "Храм и мастерская"

Выставка Виктора Убираева "Храм и мастерская"

Выставка Виктора Убираева
13:34 08.02.2018

Выставка Виктора Убираева "Храм и мастерская" открылась в залах Музейно-выставочного комплекса ВГУЭС. В экспозиции представлено шестьдесят живописных работ,  большая часть из которых была написана в 2017 году. Это пятая выставка заслуженного приморского художника, проводимая в МВК ВГУЭС.

"Новая персональная выставка Виктора Убираева в начале календарного года – продолжение традиции, задуманной автором: не итог сотворенного, а новые впечатления, перенесенные на холст художником, от которых рождается ощущение светлого дня, воздуха, солнца, которое делает зримой линию горизонта…

Большая часть работ выставки вновь написана в Сидими.  Сидиминские земли – одно из красивейших мест Приморья.  Бухты, каменные россыпи, соседствующие с изумрудным травами, склоны сопок, будто затянутые бархатом, с темнеющими пятнами редких  деревьев  наводят на мысль о гениальном дирижере, создавшем удивительную природную симфонию. Сюда ежегодно выезжает на пленэр Виктор Убираев. Природа для него то место, в котором удивительно артистично пишутся этюды, где художник напитывается естественным чувством совершенства природы, вечной гармонии, считываемой внутренним взором творческой личности.

…Ловишь себя на мысли, что анализировать творчество Виктора Убираева – задача сложная. Повторяемость терминов, в которые желаешь облечь свои впечатления от произведений, обедняет текст. Это связано с тем, что язык цвета сложнее, богаче и разнообразнее, чем вербальный. Впрочем, как и способность художника видеть и чувствовать. 

Много лет назад имя Виктора Убираева связывали в первую очередь с книжной графикой. За серию иллюстраций к книге М. Деменка «Тропинка в тайге» он был удостоен премии им. А. Фадеева. Позже художник полностью перешел в живопись, и его опыт работы в книжной иллюстрации вспомнился в связи с его рассказом о том, как собирался материал для работы над книгой. Путешествия по лесным тропам, чуткое внимание к каждой травинке, лесным обитателям, свойствам среды, - это то, что сегодня в полной мере воплощается в работах, которые очень логично объединить в серии. К примеру, серия «Маяк Кроличий»… Или «Бухта Табунная»… Персональные выставки В. Убираева интересны как раз тем, что в повторяемом мотиве чрезвычайно любопытно наблюдать детали, которые и делает уникальной каждое произведение. Увидеть эту деталь – особый талант, которым и обладает автор.      

В каждой его выставке есть свой особый ритм, который складывается на этапе монтажа. Он созвучен с ритмом проживания природы. Времена года (а в них времена дня) органически связаны с творческими всплесками, когда невозможно не писать, а коль скоро создание работы связано с пленэром, то не ехать на природу, не дышать ею, не улавливать тысячи оттенков света и воздуха.  В этом Виктор прочно связан с традицией русской школы живописи, которая при всех современных новациях, остается прежней, основанной на правде жизни, на правде натуры.  От В. Поленова, К. Коровина, И. Левитана чрез двадцатый век протянулась нить пленэрной живописи, так или иначе варьируемой современными художниками. Не все работы пишутся непосредственно на пленэре, что-то завершается в мастерской. Но именно натура питает творческий импульс.

О магическом эффекте пленэра   Виктор говорит ученикам студии, которую ведет   вот уже несколько лет. В один прекрасный момент вдруг понимаешь, что непрестанно наблюдаешь за состояниями природы. Вот свет стал сиреневым на склоне дня, вот синее стало весеннее небо, а вот набухли сизо-черным облака перед грозой… Будто открывается особое зрение, необходимое каждому, кто занимается живописью. 

Творческие поездки происходят регулярно, под них подстроен весь ритм жизни Виктора. Знающие его близко прекрасно осведомлены, что весной-летом-осенью нужно очень постараться, чтобы застать его в городе.

Здесь, на натуре, происходит оттачивание живописных  приемов, поиск новых,  творческая проверка своих ощущений в использовании цветовой палитры. Зная наизусть натуру, художник  открывает каждый раз новое и для себя, и для зрителя.  И не только в сюжете, но подчас в созерцательном подходе к миру. Классическая фраза «Природа не храм, а мастерская…», получает новую интерпретацию в творчестве Виктора Убираева: и храм, и мастерская.

Ольга ЗОТОВА,

искусствовед,

член «Союза художников России»

Выставка продлится до 28 февраля 2018 года. Приглашаются все желающие!

Автор фоторепортажа - Андрей Алатырцев.