Музей ДВТИ-ВГУЭСО музееНовости и объявления → Выставка Ольги Хованчук "История любви. Кимоно и роспись по шелку "кага-юдзэн""

Выставка Ольги Хованчук "История любви. Кимоно и роспись по шелку "кага-юдзэн""

Выставка Ольги Хованчук
13:28 07.03.2018

Выставка знакомит с традиционной техникой росписи по шелку «кага-юдзэн», которая распространена в префектуре Исикава. Кимоно, изготовленные  в этом регионе,  отличаются особым колоритом, мотивами и приемами росписи. Выставка  проводится в рамках «Года Японии в России» и впервые в нашей стране  настолько масштабно представляет  работы, выполненные в технике «кага-юдзэн».

          В экспозиции представлены живописные панно и кимоно, созданные  Ольгой Хованчук в данной технике, пояса-оби и кимоно из коллекции автора, инструменты и материалы, используемые мастерами росписи по шелку: «Мы попытались показать любовь японцев к национальной одежде, природе, традициям; любовь художников кимоно и автора к своему делу. Мастера всегда вкладывают в свои произведения пожелания счастья, благополучия и любви, и мы надеемся, что в эти весенние дни они наполнят теплом сердца посетителей выставки». 

 

Ольга Хованчук

 Кандидат исторических наук, автор первого в России научного исследования по истории традиционного японского костюма, сертифицированный консультант кимоно. В 2007-2008 гг. училась в мастерской художника «кага-юдзэн» Ямасита Томохиса в г. Канадзава. В 2009 г. стала первым иностранным автором, выставлявшим свою работу на региональной отчетной выставке мастеров «кага-юдзэн».

  Кага юдзэн - резервированная роспись по ткани

Название этой техники происходит от имени Миязаки Юдзэнсай, который считается ее основоположником. Однако сама технология резервированной росписи появилась задолго до того, как Юдзэнсай познакомился с ней в конце 17 в. Все началось в регионе Кага (современная префектура Исикава). Художник по ткани Морикагэ Кусуми в 1657 г. переехал из Эдо (современный город Токио) в г. Канадзава, где взяв за основу несколько техник окрашивания, усовершенствовал их и создал неповторимые утонченные многоцветные росписи на ткани. Именно в этот период Миядзаки Юдзэнсай стал учеником Морикагэ, овладел техникой и отправился в Киото в поисках лучшей жизни. В Киото он продолжал заниматься окрашиванием тканей в технике, которую освоил в Канадзаве, а так как он впервые представил её в Киото, то очень скоро клиенты назвали эту технику его именем. В связи с этим резервированная роспись юдзэн ныне ассоциируется прежде всего с Киото, хотя появилась и оформилась она именно в Канадзаве. Регион Кага при князе Маэда Тосииэ был богатым и развитым. Город Канадзава даже чуть не стал столицей Японии. Клан Маэда не только вывел свой регион на высокий экономический и политический уровень, но также был покровителем искусств и промыслов. Полицветная керамика кутани-яки, лаковые изделия, сусальное золото и роспись по шёлку из Кага были известны во всех уголках страны. С тех пор сформировалось три основных направления резервированной росписи - кага-юдзэн (преф. Исикава), кё-юдзэн (г. Киото) и эдо-юдзэн (г. Токио).

Отличительные особенности кага-юдзэн: естественный колорит (5 цветов Кага), природные мотивы во всей своей естественности (поеденные насекомыми листья), белый цвет (гофун), отсутствие дополнительного декора (вышивки и набивки золотом).

Ольга Хованчук в 2001 г. закончила факультет японоведения ДВГУ, продолжила обучение в аспирантуре, и в 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию по истории японского традиционного костюма.  В 2007 г. она отправилась на учебу в г. Канадзава, где в мастерской художника Ямасита Томохиса два года изучала технику кага-юдзэн. В 2009 г. ее работа – фурисодэ «Поток мечты» – было представлено на ежегодной выставке традиционной росписи по шелку кага-юдзэн. Это был первый случай, когда в выставке участвовал иностранный автор.

Во время очередной стажировки в г. Ниигата в 2011-2016 гг., Ольга продолжила обучение, на этот раз в школе по надеванию японского кимоно, и в 2012 г. получила сертификат консультанта по традиционной японской одежде. Также в 2012 г. была издана ее монография «Очерки истории японского традиционного костюма с древнейших времен до середины 20 в.» За период пребывания в Японии она создала еще одно кимоно, познакомилась с несколькими художниками, работающими в этой технике и побывала у них в мастерских.

С 2004 г. по настоящее время Ольга Хованчук регулярно участвует в различных мероприятиях, посвященных японской традиционной одежде в качестве лектора, переводчика и мастера.

«Знакомство с Ямасита Томохиса состоялось случайно. В 2000 г. моя бывшая преподавательница японского языка повезла меня в гости к художнику, т.к. знала мой интерес к кимоно. Встреча была недолгой, но запомнилась настолько, что появилась мечта – когда-нибудь оказаться в такой мастерской и научиться расписывать кимоно. Через 2 года судьба подарила новую встречу с Ямасита-сан. Я уже закончила университет и поступила в аспирантуру. Вторая встреча теперь уже запомнилась ему. Он был удивлен моим интересом и старанием в изучении японской одежды, поэтому предложил при случае приехать к нему учиться. И такая возможность выпала мне в 2007 г. Мечта сбылась и любовь к японскому костюму не иссякает…»

 Кага госай – пять основных цветов росписи кага-юдзэн

Эндзи – бордовый.

Одо - цвет желтозёма.

Ай - синий индиго.

Мидори - цвет натуральной зелени.

Мурасаки - сиреневый.

Гофун
Белила, изготовленные из раковин морских моллюсков, добавляют во все краски при росписи ткани, поэтому цвета кимоно кага-юдзэн не бывают откровенно яркими.

Бокаси
Особый тип изображения градации цвета. В отличие от киотоских росписей в кага-юдзэн более глубокий цвет наносят не в середину цветка, а на края лепестков.

Мусикуи
Художники кага-юдзэн, как никакие другие в Японии, превозносят натуральную красоту. Они  считают, что каким бы ни был красивым цвет и изысканным узор, он быстро приедается, если в нем нет естественности. Ничто не сравнится с вечной красотой природы. Поэтому краски, мотивы и сюжеты росписей кага-юдзэн приближены к природным. Изнанка зеленого листа или обратная сторона цветка так же привлекательны, как и их лицевая сторона. Жухлые листья, поеденные насекомыми, визитная карточка этой росписи. Даже на самом ярком кимоно их можно отыскать тут и там, будто маленькие притаившиеся сокровища.

Выставка продлится до 28 марта ( 8, 9 марта - праздничные нерабочие дни). Приглашаются все желающие!